Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя zemlyanin: zemlyanin.www.nn.ru  
портрет № 287360 зарегистрирован более 1 года назад

zemlyanin

настоящее имя:
Валера Суромин
популярность: Не участвует в рейтинге
Портрет заполнен на 57%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 0

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Закон Грэшема и АА, три способа р...

  09.08.2011 в 22:27   163  

Закон Грэшема и АА,
три способа работы по 12 Шагам.

В 41-м году уже можно было различить три варианта подхода к Программе АА; сильный, средний и слабый. Сильное АА практиковало духовные
принципы, не ослабляя и не разбавляя их. Сильные члены АА делали все 12 Шагов - делали и продолжали делать. Они не останавливались на
признании бессилия перед алкоголем - сразу же начинали путь к препоручению своей воли и жизни заботе Бога. Они начинали практиковать
неумолимую честность во всех своих делах. Без промедлений они приступали к составлению своей моральной инвентаризации; затем признавали
свои заблуждения перед, как минимум, одним человеком; предпринимали реальные и энергичные действия по возмещению ущерба, насколько
это возможно; продолжали делать инвентаризацию, признавая свои ошибки и исправляя их ежедневно; молились и медитировали каждый день;
посещали два или больше собраний АА еженедельно и активно делали 12-й Шаг, передавая послание АА тем, кто находится в беде.

Средние члены АА, как и сильные, начинали работу по Шагам стремительно, но уклонялись или немного медлили на тех этапах Программы, которых
они боялись или которые им просто не нравились - это были либо Шаги, говорящие о Боге, либо инвентаризация, в зависимости от человека и его
личных переживаний и предпочтений. И уже побыв трезвым какое-то время, члены среднего подхода расслаблялись ещё больше и начинали
придерживаться приблизительно такого вида Программы; одно собрание в неделю, случайная работа по 12-му Шагу (и чем дальше, тем больше
препоручая эту работу более новым членам АА), кое-какая работа по Шагам (но ещё меньше, чем раньше), всё меньше и меньше инвентаризации
(по мере того, как человек становится всё более и более "респектабельным"), всё ещё какие-то молитвы и медитация, но уже не как ежедневное правило
(на это нет времени из за требующих внимания и участия деловых обязательств, общественных мероприятий и прочего багажа, который появился в
результате возвращения к нормальной повседневной жизни).

Слабые члены АА были публикой весьма разнообразной. Общим у них было то, что они оставляли в стороне целые куски Программы - окончательно и бесповоротно. Иногда это были Шаги, относящиеся к Богу, иногда инвентаризация, но, чаще всего, и то, и другое. Слабые члены АА привыкли говорить
примерно так: " Всё, что тебе нужно, чтобы оставаться трезвым, это ходить на собрания и держаться подальше от первой рюмки". Большинство слабых
членов АА, которые смогли оставаться трезвыми, довольно-таки добросовестно посещали собрания. Из-за того, что они так мало делали из принципов Программы, их трезвость и их выживание сильнее, чем у сильных и средних членов АА зависело от пребывания среди членов АА. По сути только сильные члены АА практиковали Программу так, как она изложена в Большой Книге. Да, у средних и слабых членов АА было полное право, как у членов Содружества, практиковать эти принципы, как они хотят (даже вообще почти не практиковать), потому что Шаги были " всего лишь рекомендациями". Но всё же тот метод, которым работали по Шагам первые члены АА, и то, как это записано в Большой Книге, - это сильный подход.

Средний подход имел - и всё ещё имеет - реальное конструктивное место в системе выздоровления Анонимных Алкоголиков; его можно использовать
как временную основу для новичков, которые выздоравливают без особой охоты и желания. Средний подход позволяет многим, кто изначально не
хочет работать по Шагам, встать на ноги в Содружестве АА.
Но среднее АА может - и часто таки и случается - стать ловушкой. Средний подход не годится для постоянной работы. Люди, которые слишком долго
остаются на таком подходе, с лёгкостью проскакивают тот момент, когда они могли бы подняться на ступеньку вверх, в сильное АА, и они заканчивают сползанием в слабое АА. У слабого АА нет ни одного из спасительных качеств среднего АА. Слабое АА явно противоречит Программе, изложенной в Большой Книге. Слабое АА основывается на упорном и безапелляционном отказе от работы над жизненно важными принципами выздоровления. Слабое АА
отвергает на практике большинство из 12 Шагов и разбавляет Программу до той точки, когда уже и Программы-то не остаётся.

По прошествии времени в АА произошли изменения, связанные с популярностью и распространённостью сильного АА и противопоставлением ему
слабого АА. В ранние годы Содружества слабое, "разбавленное", АА имело тенденцию считать необходимым защищать и петь хвалебные песни своему
еретическому подходу, и даже поругивать сильных членов АА, упрекая их в твёрдости и фарисействе. Сильные члены АА, в свою очередь, стремились быть
более спокойными и толерантными, менее напористыми и не обороняться. Ведь, в конце концов, их метод был, в любом случае более безопасным, т. к.
больной принимал большее количество лекарства. Тем более, они следовали оригинальному, первоначальному тексту - Большой Книге.
Несмотря на это, такое соседство отношений к Программе привело к необычному эффекту в Движении, которое гордилось своим добрым расположением
к тому, чтобы любые, даже самые необычные мнения имели право на жизнь. Самыми громкими голосами в Содружестве стали голоса слабых членов АА,
и эти голоса, со временем, начали иметь влияние на новичков. Слабенькое и разбавленное АА укоренилось и повлияло на будущее АА, а сильное АА
стало считаться - не повсеместно, но широко - немного однообразным и устаревшим.

Слабое АА, по сути, доказало, что Билл и первые сто алкоголиков были неправы. Стоящее в предисловии к 12 Шагам (5 глава Большой Книги) утверждение
"...мы думали, что можно найти более лёгкий, удобный путь, но мы такого не нашли", - было явным, недвусмысленным утверждением, что необходимо практиковать все Шаги. Но слабые члены АА не работали по всем Шагам, и оставались трезвыми. Они нашли более лёгкий и удобный путь! Учитывая
человеческую натуру, неудивительно, что менее требовательный слабый подход становился всё более распространённее, в то время, как старый,
более прямой и строгий, путь терял свою популярность. Кто захочет делать более сложную и тяжёлую работу, если можно без этого обойтись? Кто захочет водить старый автомобиль с ручной коробкой передач, когда можно купить новый с автоматической, да ещё и дешевле!

Поворот к снижению усилий, стремление "быть как все" - это веяние времени. Те же, кто продолжает практиковать серьёзный, сильный подход к выздоровлению в АА должны быть осторожными в том, как они говорят о своей работе и выздоровлении на группах. Во многих местах слишком серьёзные
или слишком долгие разговоры о Боге, считаются дурным тоном. То же можно сказать и о выступлении на темы о Пятом Шаге, о возмещении ущерба
и о неумолимой честности, особенно если это касается таких сложных и чувствительных областей жизни, как поиск работы, возврат долгов, деловых или интимных отношений.

Но если слабое АА всё же работает, если оно приводит к выздоровлению, в чём же его винить? Может, это тот случай, когда ересь стала полезней истины?
Зачем кому-то сложности с практикованием сильного АА? По одной простой причине: слабое АА в большинстве случаев действительно не работает!
Слабое АА даёт человеку изменения в жизни, намного меньшие и не такие глубокие, по сравнению с сильным АА. Во многих случаях изменения, к
которым приводит слабая программа, недостаточны даже для того, чтобы разрушить алкогольное мышление, и в результате получается мнимое
выздоровление, которое длится недолго, и рано или поздно приводит к срыву. А в тех случаях, когда слабое АА приводит человека к длительной трезвости,
можно увидеть, как эти слабо выздоравливающие алкоголики влачат жизнь, полную депрессий, тревоги, горьких обид и настоящего уныния, как и
почти все сухие трезвенники в истории человечества.
И в итоге, слабое АА, по сути, просто пытается обмануть Программу Анонимных Алкоголиков.
Мне вспоминается старая песенка, которую пели в начале 40-х годов на группе в г. Уайт Плэйнс (штат Нью-Йорк):
Я не ходил на группы, я не бывал с людьми, пинта и три рюмки, и вызывай такси.
Всё, друзья, я валюсь с ног. Приведите меня на группу, чтоб я вспомнил, как меня зовут,
я должно быть сошёл с ума, если думаю, что АА можно обмануть.
Но как бы там ни было, вернёмся к вопросу: " На что же было нацелено АА в начале своего существования? Чего эти люди хотели добиться, и на что они
нацеливали свою Программу?" - далеко не просто на трезвость. Стремление просто к трезвости было бы обычным, объяснимым с точки зрения
здравого смысла подходом, путём мирской мудрости, разумным и оправданным уровнем стремления. Но основатели АА были людьми, которыми двигал
не здравый смысл, а вдохновение духовное руководство. Они знали, что лечить алкоголизм, основываясь на здравом смысле, человечество пыталось уже
лет 150, не меньше, и постоянно терпело полнейшее поражение. Они знали, что едва протрезвевшему алкоголику внушали такой уровень стремлений,
как: "Да ладно, будь ты нормальным человеком, возьми себя в руки, где твоя сила воли, брось эту гадость раз и навсегда!" - просто-напросто ничего не получалось. Бедный кандидат на выздоровление через непродолжительное время снова возвращался к пьянке.

Великое открытие, которое запустило АА, - это прежде всего то, что, алкоголик должен каким-то образом взлететь к состоянию, намного превышающему простое воздержание, которое бы характеризовалось настоящим духовным обновлением, совершенно новыми взаимоотношениями с Богом, и лишь
после этого, постоянная трезвость (воздержание) появится сама, как благословенный и жизнеспасительный побочный продукт. Именно так случилось с Биллом. Именно так произошло с доктором Бобом. Так же было и с первой сотней алкоголиков - членов АА. Именно так авторы Большой Книги видели,
что должно случиться с каждым из нас.
В первоначальной редакции 12-й Шаг звучал так: "Получив духовный опыт, как результат этих Шагов, мы старались нести это послание другим людям,
особенно алкоголикам, и практиковать эти принципы во всех наших делах". Здесь две ключевые фразы: "Духовный опыт" и "как результат этих Шагов".
Утверждение был следующим: "Нет духовного опыта - нет выздоровления". Также утверждалось, что нет разных результатов работы по Шагам, есть один результат - духовный опыт ( в английском оригинале Шагов написан определённый артикль: "as the result of these Steps, не "a result", то есть единственный
и прямо вытекающий отсюда результат - прим. пер.).
Для первых членов АА этот термин был ясен - духовный опыт, это когда Бог касается твоей жизни - напрямую, непосредственно - и "переворачивает" её.

Где-то между 39-м годом, когда в Кливленде в газете Plain Dealer появились статьи о шаговых группах для новичков, и 1941 годом, когда Джек Александр
написал свою статью в Saturday Evening Post, произошло сильное изменение в философии АА. И никто в Содружестве тогда не осознавал, что происходит,
и до сих пор этот процесс, начавшийся ещё тогда, остаётся непонятным большинством членов АА. Изменилась важность и распределение в АА ролей
между Шагами - принципами выздоровления и Содружеством выздоровления.
Вплоть до 39-го года АА было маленькой, неизвестной организацией, чей результат работы, несмотря на явную его успешность, появился в небольшом количестве случаев и даже не пережил на тот момент испытание временем. Выздоравливающие алкоголики в молодом движении надеялись друг на
друга и работали друг с другом очень тесно, но именно принципы были основными факторами и инструментами изменения жизни. Движение, как таковое,
ещё не было достаточно велико или достаточно хорошо устроено, , чтобы от него можно было зависеть или возлагать свои надежды на него, а не на
честную и последовательную работу по Шагам.
Однако, когда Содружество выросло в большое и серьёзное дело, после того, как АА стало признанным во всей Америке и приобрело успех, стал возможен новый вид отношения к нему и взаимодействия с ним, который до этого был недоступен, и который основатели не могли предусмотреть. Теперь для алкоголика стало возможным приходить на собрания и оставаться трезвым без настоящего духовного обращения, а просто путём повторения за другими, как попугай, того, что они говорят и делают, путём подражания, имитации - практикуя старый принцип "будучи в Риме, поступай как Римляне".
И вот как работало выздоровление: присоединяясь к АА, новичок присоединял себя к большой и успешной организации. Одним из обычаев этого
конкретного клуба было то, что тебе больше нельзя пить; поэтому, если новичку нравились люди, которых он встречал в АА, и он хотел принадлежать к их
числу, он прекращал пить. Он ходил на собрания АА. Члены АА и события в Содружестве становились центром его социальной жизни и его времяпрепровождением, и он оставался трезвым, в основном силе общей "упряжки".

ДЮЖИНА
Май 2011 1 (37) Журнал Анонимных Алкоголиков России.